Домашняя утварь в XI веке

Перейти вниз

Домашняя утварь в XI веке

Сообщение автор Годрик Гриффиндор в Чт Мар 12, 2009 2:55 am

Значительная часть мебели и подобного рода предметов изготовлялась из дерева. Иногда для большой крепости их обивали металлом или обшивали жестью, служившей в тоже время и украшением.
Домашняя утварь заключалась, главным образом, в разного рода сиденьях, сундуках и ларях, а также сравнительно простых приборах для отопления и освещения. Вообще внутренняя обстановка и убранство в жилых помещений были крайне бедными.
Для сидений у жителей Севера служили скамьи, стулья и кресла. Чаще всего использовались скамейки разной величины, либо неподвижные, стоявшие вдоль стен, либо переносные, с устроенным под сиденьем ящиком. Стулья, по- видимому, первоначально делались на трех ножках , то есть имели вид табурета. Быть может в старину эта форма была установлена для отличия обыкновенных стульев от почетных гостей знати и должностных лиц, королей и судей, стулья которых, судя по описаниям, всегда были на четырех ножках. Вероятно, только эти официальные кресла имели спинку и ручки и отличались более богатой отделкой, хотя и обыкновенные стулья делались с украшениями. Упомянутые кресла были довольно высоки, и, чтобы удобнее на них было садиться, к ним приставлялась скамейка. Все кресла и скамейки обивались материей или звериными шкурами(преимущественно медвежьими),а почетные – еще и обкладывались подушками и тюфяками. Столы состояли из крепкой продолговатой доски на станке с четырьмя ножками и едва ли отличались от употребляемых сейчас в сельском быту. В богатых домах они, по крайней мере в более позднее время, нередко украшались разнообразной резьбой, а большие столы делались разборными и убирались каждый раз после обеда. Кроме того, в богатых домах были небольшие столики, на которые ставились сосуды для питья. В домах знати столы покрывались скатертью.
Постель у бедного населения состояла из кожаного мешка, набитого соломой, сеном или травой, достаточно большого, чтобы спящий мог укрыться в нем до головы. У богатых спальни помещались в отдельной части дома и были снабжены хорошо устроенными кроватями. Такое ложе, по большей части двуспальное и нередко значительной ширины, состояло из деревянной кровати( деревянного станка) на высоких ножках с устроенным спереди приступком, для того чтобы на кровать было удобней подниматься. На кровать предварительно клалась соломенная подстилка, которая покрывалась сукном или холстом, затем укладывали тюфяк, а поверх тюфяка –одеяло. Тюфяки со временем стали набивать птичьим пухом, тогда как вместо одеял даже в более поздний период довольствовались шерстяными полостями или медвежьей шкурой. Еще позднее у богатых вошло в обычай(в подражании иностранной моде) завешивать всю кровать занавеской и даже покрывать стену, у которой она стояла, материей типа ковровой.
Остальная мебель ограничивалась различной величины сундуками, а также ящиками, устроенными под стульями и скамьями. К числу такого рода предметов домашней утвари следует отнести баулы или сундуки, снабженные обычно особыми скобками. Сюда же относятся денежные кружки( в виде тумбочек) и пр.Переносные ящики, служившие для хранения разного рода вещей, запирались на замок, для чего в первые времена употреблялись простые ключи вроде крючка(или отмычки),а впоследствии – искусно сделанные ключи с бородками.
Жилые помещения первоначально нагревались либо огнем, разведенном в очаге, либо костром из поленьев, горевших на особых каменных плитах, расположенных посередине портиков на известном расстоянии одна от другой. Впервые настоящие печи, по преданию, были введены Олафом Тихим Норвежским, и, вероятно, только после него жилые покои получили название печных комнат.
.Костры, факелы и лучины являлись осветительными приборами, пока благодаря иностранному влиянию не появились светильное масло и свечи, а следовательно лампы, подсвечники и пр.
Относительно внутреннего убранства комнат следует указать на издавна существовавший обычай завешивать стены коврами. В богатых и знатных домах для этого использовались дорогие вышитые ткани, которые получали из чужих стран.
avatar
Годрик Гриффиндор
Основатель

Количество сообщений : 28
Дата регистрации : 2009-03-01

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Домашняя утварь в XI веке

Сообщение автор Ровена Рейвенкло в Пт Мар 13, 2009 1:02 am

И от меня еще немного )

К комнатной утвари в узком смысле этого слова принадлежали различного рода сидения, большие и малые столы, сундуки, лари для хранения одежды, ящики небольшого размера, кровати, тюфяки и ковры.
Теперь всюду было принято садиться, пользуясь для этого особыми сиденьями. Они представляли собой, как правило, небольшие складные стулья или просторные скамьи из дерева. Изредка встречались кресла со спинкой, которые в быту употреблялись почти всегда как почетные, причем их обычно обкладывали подушками и коврами.


Столы были чаще массивные, четырехугольной формы или круглые, различной величины. Обычай накрывать столы скатертью, особенно перед едой, возник довольно рано, еще в то время, когда начали накрывать тканью церковный престол.
Письменные столы состояли обыкновенно из наклонной доски на ножке. На доске закрепляли чернильницу в виде короткого рога. Ножка или подставка имели иногда довольно грубые очертания, а доска устроена так, что ее можно было выдвигать или опускать. Налои, или столики для чтения, формой и устройством сходны с ними.


Кровати, надо полагать, были похожи на позднеримские и состояли из деревянного или металлического стенка на четырех ножках со спинками или без них и с необходимыми принадлежностями: тюфяком, одеялом и пр. Платки и ковры служили не только как покрывала, но и для завешивания стен и дверей.



Что касается разновидностей сосудов, то особое внимание обращалось на сосуды для питья и столовую посуду. Сосуды для питья по-прежнему состояли в основном из различных чаш и кубков. Большинство чаш имело форму полушария на невысокой ножке. Кубки имели форму нынешних бокалов или маленьких деревянных бочонков с обручами на них.
К столовой посуде принадлежали различной величины и вместительности блюда из металла, с подставкой и без нее, иногда украшенные по внешней стороне. Особых тарелок не было; т.к. духовенство вплоть до XII века осуждало употребление вилок, считая их роскошью, то ими пользовались крайне редко и брали пищу с блюда руками, употребляя лишь маленькие ложки для жидкой пищи. Вилки употреблялись только для раскладки пищи, поэтому были довольно велики и имели два зубца; Ножи применялись для предварительного разрезания пищи, поэтому были значительно больше современных. К столовой посуде относятся и различные мелкие предметы: сосуды для пряностей, солонки, умывальные тазы, сита и т.д.
Для разливания напитков употреблялись различные металлические кувшины с ручками и без, гладкие или с немногими украшениями; для хранения жидкостей – мехи и большие бочки с железными обручами.

Для отопления помещений служили либо жаровни, либо для больших покоев очаги, помещавшиеся в выложенных в стенах каминах, где на металлических стойках горели толстые дрова. Стойки эти были всегда парные и совершенно одинаковые. Спереди к ним приделывали отвесный прут с кольцами-крючьями, на которые вешались необходимые для топки орудия: кочерги, угольные щипцы и пр., а внизу находился другой прут, соединявший обе стойки, на который клались дрова. По нему стойки свободно раздвигались на любое расстояние.

Зеркала и часы до конца XIII века считались редкостью даже у высших сословий. Впрочем, еще в конце X века ученые, посвящающие время астрономическим изысканиями, на досуге занимались изготовлением солнечных часов.

_________________
Благодаря детям можно многому научиться - например, узнать, сколько у вас терпения
avatar
Ровена Рейвенкло
Основательница

Количество сообщений : 270
Дата регистрации : 2009-03-01

Посмотреть профиль http://valashskiyzamok.narod.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Домашняя утварь в XI веке

Сообщение автор Джильбертус Гонт в Пн Май 11, 2009 4:14 am

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели. Мы уже описали расположение комнат внутри донжона. Добавим, что аналогичная планировка была и в городском доме сеньора (княжеском или епископском), и в неукрепленном имении, как, например, в Южной Англии в начале XIII века: здание могло иметь план удлиненного прямоугольника вместо квадрата или круга, но главная комната все равно занимала весь второй этаж, сообщение с внешним миром обеспечивало каменное крыльцо, а с часовней и другими жилыми помещениями (находившимися на том же или верхнем этаже) — многочисленные коридоры. Первый этаж освещался плохо, он служил кладовой или же местом размещения воинов.
Но вернемся к донжонам и главному залу. Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло — дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме. К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале. Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость — настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.
Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой — или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом — камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.
avatar
Джильбертус Гонт

Количество сообщений : 27
Дата регистрации : 2009-05-05

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Домашняя утварь в XI веке

Сообщение автор Джильбертус Гонт в Пн Май 11, 2009 4:14 am

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.
Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе. Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат — «спален». Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.
Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали ( Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) — подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук — это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.
Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже — сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.
Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликварии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин — кровать и сундук, у женщин — кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали. Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.
Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой — к стене, ногами — к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти — саржа.
В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.
Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

(Отсюда: http://www.osh.ru/pedia/history/west/middle_ages/pasturo06.shtml)
avatar
Джильбертус Гонт

Количество сообщений : 27
Дата регистрации : 2009-05-05

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Домашняя утварь в XI веке

Сообщение автор Джильбертус Гонт в Пн Май 11, 2009 4:20 am


А вот такие ковры могли украшать стены.
avatar
Джильбертус Гонт

Количество сообщений : 27
Дата регистрации : 2009-05-05

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Домашняя утварь в XI веке

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения